№60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                                       №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                                 №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                     №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                                 №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                                   №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА
Наследники Евфемы
       Пётр СИЛКО                                    
Здравствуйте, дорогие читатели ИБК! Кто из Вас не читал книги Мифы Древней Греции или Мифы Древнего Мира? Наверно все их читали. Но я всё равно кратко напомню вам о музах. Итак, музы (в переводе с греческого - мыслящие) - в древнегреческой мифологии дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, живущие на Парнасе богини - покровительницы наук, поэзии и искусств. Упомянуты в "Илиаде" и "Одиссее".  Большинство называет их дочерьми Зевса и Мнемосины, некоторые - дочерьми Гармонии. Но есть и другие мнения. Музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошло слово музей). Я не буду называть имена муз  и их количество. Так как в разных источниках, дошедших до нашего времени, говорится о разном количестве муз. Для меня главное то, что кормилицей муз была Евфема (в переводе - добрая слава), дочь Гефеста и Аглаи. Как раз от Евфемы музы впитали то полезное, чем обладали. Поэтому, по моему мнению, если воспитанием и образованием богинь занималась Евфема, то современные системы образования, выполняя в принципе такую же роль, является прямыми наследниками Евфемы. Так давайте же последовательно рассмотрим, что же входит в эти системы? Что заменяет нам Евфему?
В Беларуси имеется система дошкольного образования. И хотя дошкольное образование не является обязательным, большинство малышей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения.
Система школьного образования. Школьное образование в Беларуси начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее. Курс базовой школы рассчитан на 9 лет, средней - на 11 лет. Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Аттестат об общем среднем или среднем специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.
Система высшего образования. Высшее образование в республике является престижным и в принципе доступным. Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения различных типов: классические университеты, профильные университеты и академии, институты, высшие колледжи. Поступая в высшее учебное заведение, будущий студент выбирает форму обучения, которая может быть дневной, вечерней либо заочной. Программа подготовки в высших учебных заведениях республики рассчитана в основном на 5 лет. Студенты дневной формы обучения, которые занимаются успешно, получают стипендию. Все выпускники высших учебных заведений различных форм собственности получают диплом государственного образца. В Беларуси все учреждения высшего образования, как государственные, так и частные, подчиняются Министерству образования.
Вот кратко я рассказал о существующих системах образования. Я не буду вдаваться в такой вопрос, как эти системы выполняют свои функции, так как я не специалист в данной области и мои оценки будут субъективными. Но мне кажется, что очень важным является вопрос о божественной силе, наполняющей наше образование. Я уже давно пришёл к заключению, что воспитание и образование в Беларуси должно нести и религиозный характер. В какой форме и какими способами будет реализовываться такое образование это уже другой вопрос. По моему мнению, заслуживает особого внимания опыт сотрудничества Министерства образования Беларуси и Белорусской православной церкви (БПЦ). Недавно была подписана программа сотрудничества Министерства образования Беларуси и Белорусской православной церкви на 2011-2014 годы.  Подписи под документом поставили министр образования Сергей Маскевич и митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх всея Беларуси.  Как отметил глава православной церкви, взаимодействие системы образования и БПЦ стало в последнее десятилетие более тесным, последовательным и плодотворным. В июне 2003 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и БПЦ, и в 2010 году завершена реализация первой программы сотрудничества. В свою очередь министр образования  рассказал, что в Беларуси "прошло множество мероприятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи, ознакомлению молодых людей с исторической ролью православия в формировании культуры и государственности белорусского народа, сохранению памятников истории и культуры". Он также  отметил, что в Беларуси нравственная составляющая является неотъемлемой частью образовательного процесса. "Очень важно, что учащиеся с вопросами, касающимися роли христианства в формировании национального менталитета, духовно-нравственных ценностей, знакомятся в процессе изучения ряда предметов", - сказал Сергей Маскевич.  Согласно предыдущей программе были разработаны новый госстандарт по специальности "теология" с квалификацией "теолог-религиовед, преподаватель этики, эстетики и культурологии" (утверждён Минобразования в апреле 2008 года), типовой учебный план специальности "теология" и комплект типовых учебных программ по дисциплинам этого учебного плана. Ежегодно проводились Кирилло-Мефодиевские чтения и Свято-Евфросиниевские педагогические чтения, в вузах изданы учебники, учебно-методические пособия и курсы лекций.  При подписании документа было отмечено, что следующая программа будет также насыщена событиями и мероприятиями, она предполагает реализацию инновационных и экспериментальных проектов по организационно-методическому обеспечению духовно-нравственного воспитания учащихся на православных традициях белорусского народа, а также православному краеведению как форме патриотического воспитания.  Специалисты планируют проводить совместную экспертизу учебных программ, учебников и учебных пособий по предметам социально-гуманитарного цикла и подготовку рекомендаций по их совершенствованию.
Таким образом, видно, что уже предпринимаются значительные шаги  по наполнению нашего образования духовно-нравственными ценностями и преданию ему божественной силы. До новой встречи в Интернете, дорогие друзья!

П
ё
т
р

С
И
Л
К
О


Н
а
с
л
е
д
н
и
к
и

Е
в
ф
е
м
ы

Интернет-газета Белорусская Криница 
Образование
П
ё
т
р

С
И
Л
К
О


Н
а
с
л
е
д
н
и
к
и

Е
в
ф
е
м
ы

© 2006, IBK. All Rights Reserved. Design by TRANSiDESIGN. Idea and some photos of ARTUNION.