№60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                                       №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                                 №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                     №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                                 №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                                   №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА
Святость красоты
Виргиния ХМЕЛЕУСКАЙТЕ                                     (Литва, г. Вильнюс)
Здравствуйте, дорогие мои друзья, читатели ИБК! Я уже давно не встречалась с Вами. А так ведь хотелось! Спасибо за письма, за тёплые слова в них. Сегодня у меня хорошее настроение, да и тема нашего разговора достаточно приятная. Хочу поговорить с Вами о красоте. Мы все любим красивое и всегда относимся к нему благосклонно. Но мы не утруждаем себя вопросом, так что это такое красота? Нам кажется, что мы всегда понимаем это. И думаем, что чувство понимания красоты есть у нас уже от рождения. Возможно, оно так и есть. Но я уверена в том, что понимание красоты может со временем трансформироваться, как с возрастом, так и под влиянием получаемой информации. Так что же такое красота? Красота это эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором объект вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является важнейшей категорией культуры. В своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той разницей, что прекрасное является высшей (абсолютной) степенью красоты. Вместе с тем, красота является более общим и многогранным понятием. Дорогие читатели, если Вы думаете, что я подняла этот вопрос ради того, чтобы только написать эту статью, то Вы ошибаетесь. Это очень серьёзный вопрос. Этому вопросу немало уделяли внимания такие известные философы и мыслители как Сократ, Платон, Аристотель и другие. И  занимались они этим не для того, чтобы просто поупражняться в своих философских размышлениях, а ради необходимости дальнейшего развития человеческой мысли, вызванной суровым и непреклонным социальным бытиём тех эпох. Наши общества, как в Литве, так и в Беларуси, в настоящее время тоже находятся на переломе эпох. И это требует такого же осмысления многих понятий, как в свои времена делали эти великие философы. Правда векторы развития общества в Литве и Беларуси направлены в разные стороны. Если в Литве пытаются построить демократическое общество, то в Беларуси замаскированным образом сознательно насаждается деспотизм. Да я и не специалист в области философии, взявший на себя ответственность проделать глубокий анализ и ревизию её основополагающих понятий. Но дело ведь в том, что тот, кто по долгу службы должен это делать, этого не сделает, или сделает это так, чтобы угодить существующей власти. А это только усугубит дальнейшее развитие наших обществ. Поэтому мне как журналисту, гражданину своей страны не безразлична её судьба. Не безразлична мне и судьба Беларуси, которая, по сути, стала моей второй родиной. Поэтому я это и делаю в меру своих способностей и своего понимания. Может быть, я что-нибудь нужное и не скажу. Прошу заранее меня простить за это. Но перед тем как начать этот наш разговор я согласно Сократу просеяла всё, что хотела рассказать, через три сита правды, доброты и необходимости. И я поняла, что я должна Вам это рассказать.
В первую очередь я хочу сказать о важности правильного понимания понятия красоты как лично для каждого человека, так и для общества в целом. Красота это не просто определённая Идея по Платону, необходимая только  в определённый период развития государства. Мол, пришли новые времена и надо старую Идею поменять на новую. И неважно как это сделают - или по решению вече, или по решению авторитетного деятеля, или вообще тихо и незаметно без всяких решений. Последнее чаще всего и бывает. И тогда под видом красивого обществу в целом и каждому человеку в отдельности начинают навязывать безобразное. А если ты не согласен с этой метаморфозой, то тебя будут упрекать, что ты отстал от времени. Но это не самое страшное, так как взрослый человек ещё может как-то  выдерживать этот натиск. Самое страшное в том, что в этом направлении начинают усиленно работать как системы образования и воспитания, так и средства массой информации. И наши дети как губки начинают впитывать в себя всякую пошлость и гадость. Я не буду приводить примеры всего безобразного, что творится в наших обществах. Вы ведь и сами всё видите. Видите и чувствуете, как Ваши души постепенно наполняются злом и равнодушием. А общество, построенное на лжи, зле и обмане не может существовать долго. В нём обязательно будут постоянно возникать какие-нибудь катаклизмы, которые, в конце концов, приведут к его  переустройству.
Во- вторых, что я хочу сказать: нужно всегда помнить о божественном начале понятия красоты и прекрасного. Я не буду возвращать Вас в те далёкие времена, когда жили упомянутые мной философы. А давайте лучше обратимся к тому времени, когда на Руси было принято христианство, и вспомним известный рассказ о выборе веры киевским князем Владимиром и слова, сказанные его послами по их возвращении из Царьграда-Константинополя - о той поистине неземной красоте, что поразила их при посещении храма Святой Софии. Ведь эта красота была воспринята ими не как нечто, лишь внешним образом воздействующее на человеческие чувства и связанное только с художественной стороной богатого храмового убранства, а именно как "красота несказанная", то есть духовно-возвышенное и нравственно-положительное явление, определявшееся тогда замечательно ёмким словом доброта. Такое понимание красоты, красивого и прекрасного оставалось традиционным для христианина во все времена. Именно поэтому стремление к духовному прекрасному всегда оставалось характерной чертой церковной жизни и церковного искусства. И недаром такую Красоту, как отражение божественного доброго начала во вселенском бытии, Красоту, как по-христиански понимаемое Добро, и провозглашал в XIX веке "спасительницей" мира русский писатель Фёдор Достоевский.
Однако самым важным является то, что за этой Красотой-Добром всегда стоит образ ещё более прекрасный: сам источник её, Христос Спаситель, как единственная подлинно нравственная и святая основа всего нашего бытия. Об этом Достоевский с полной определённостью говорит в одном из своих писем, призывая и нас к подобному же осмыслению всё определяющего христианского начала, как в жизни отдельного человека, так и человеческого общества в целом: "Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но, с ревнивой любовью говорю себе, что и не может быть… Гуманность, отрицающая Бога, логически приводит к бесчеловечности; цивилизация без просвещения Христова - к одичанию; прогресс без Христа - к регрессу, где нет Духа Божия - к деспотизму и тирании". До новой встречи в Интернете, дорогие читатели ИБК!


Интернет-газета Белорусская Криница 
Культура
В
и
р
г
и
н
и
я

Х
М
Е
Л
Я
У
С
К
А
Й
Т
Е

С
в
я
т
о
с
т
ь

к
р
а
с
о
т
ы

В
и
р
г
и
н
и
я

Х
М
Е
Л
Я
У
С
К
А
Й
Т
Е

С
в
я
т
о
с
т
ь

к
р
а
с
о
т
ы

© 2006, IBK. All Rights Reserved. Design by TRANSiDESIGN. Idea and some photos of ARTUNION.