№60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                                       №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                                 №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                     №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                                 №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА                                   №60, АПРЕЛЬ 2011 ГОДА
Дети из пробирки
       Катерина ВОЛК                                    
Здравствуйте, дорогие читатели ИБК! Вот прошло уже пять лет, как я написала свою первую статью. Срок вроде бы и небольшой, но для меня это, хоть маленький, но первый юбилей. Время летит ух как быстро! Поэтому у меня настроение приподнятое. Да и  тема нашего Интернет общения тоже интересная и необычная.
Многим из Вас известно, что 27 апреля Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь приняла законопроект о репродуктивных технологиях, экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО). Суть метода ЭКО состоит в том, что яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях "in vitro" ("в пробирке"), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается в течение нескольких дней. После чего эмбрион переносят в полость матки для дальнейшего развития. Впервые успешно эта медицинская технология была применена в Великобритании в 1977 году, в результате чего в 1978 году родилась Луиза Браун (англ. Louise Brown) первый человек, "зачатый в пробирке". Первый ребёнок, тоже девочка, зачатая с помощью ЭКО в России (СССР), была рождена в феврале 1986 года. Процедура была выполнена в Москве в Центре охраны здоровья матери и ребёнка, называемом в наши дни Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии (НЦ АГиП). Чуть позже в Ленинграде в том же 1986 году родился мальчик Кирилл. Данным событиям предшествовали серьёзные исследования, которые начали целенаправленно проводить в России ещё с 1965 года. В это время была создана группа раннего эмбриогенеза, которая в 1973 году переросла в лабораторию экспериментальной эмбриологии (руководитель - профессор Б. Леонов). По данным на 1994 год, в этой лаборатории родилось более 1,5 тысячи детей. В 1990 году на нашей планете уже насчитывалось свыше 20 тысяч детей, зачатых в пробирке. Показанием к проведению процедуры ЭКО являются различные формы мужского и женского бесплодия. Так, например, в России показанием к ЭКО является "бесплодие, не поддающееся терапии, или вероятность преодоления которого с помощью ЭКО выше, чем другими методами. При отсутствии противопоказаний ЭКО может проводиться по желанию супружеской пары (женщины, не состоящей в браке) при любой форме бесплодия". Противопоказаниями для проведения ЭКО являются состояния женщины, при которых беременность и роды угрожают здоровью матери или ребёнка, а именно: соматические и психические заболевания, являющиеся противопоказаниями для вынашивания беременности и родов; врожденные пороки развития или приобретённые деформации полости матки, при которых невозможна имплантация эмбрионов или вынашивание беременности; опухоли яичников; доброкачественные опухоли матки, требующие оперативного лечения; острые воспалительные заболевания любой локализации; злокачественные новообразования любой локализации, в том числе в анамнезе. Противопоказания для проведения ЭКО со стороны мужчины отсутствуют. Эффективность экстракорпорального оплодотворения в целом составляет порядка 30-35 %. Это значение может изменяться в зависимости от возраста женщины, причин бесплодия, квалификации врачей и уровня клиники. Из 20 наступивших беременностей родами заканчиваются в среднем 18. После введения эмбрионов один раз в 3 дня контролируется уровень гормонов в крови. Через 12 дней выполняется тест на беременность. В случае многоплодной беременности по желанию женщины выполняют редукцию - удаление ненужных эмбрионов. Роды при беременности после ЭКО ничем не отличаются от обычных. В тех случаях, когда причиной бесплодия является болезнь женщины, роды проводятся с учётом конкретной болезни и к способу оплодотворения это уже не имеет никакого отношения. По мнению врачей, зачатые в пробирке дети ничем не отличаются от остальных. Тем не менее, есть опыт, что такие дети лучше учатся, но чаще болеют. Врачи считают, что это может быть связано с чрезмерной опекой желанного ребёнка. Всё вроде правильно и логично.
Но есть и другие мнения. Так в своём официальном документе "Основы социальной концепции" Русская православная церковь рассматривает различные проблемы биоэтики, к которым относятся и вопросы преодоления бесплодия. К нравственно допустимым методам преодоления бесплодия отнесено "искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений". Церковь даёт неодобрительную оценку тем вариантам экстракорпорального оплодотворения, при которых используются донорская сперма, донорские яйцеклетки или суррогатная мать: "Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребёнка, помимо "социальных", ещё и так называемых биологических родителей. "Суррогатное материнство", то есть вынашивание оплодотворённой яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "заказчикам", противоестественно и морально недопустимо…". Также Церковь выступает против тех вариантов ЭКО, при которых могут быть получено заведомо большее количество эмбрионов, чем это необходимо для переноса в матку: "Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью". Также Церковь обращает внимание на то, что: "Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности". Таким образом, Русская Православная Церковь считает технологию появления детей из пробирки "страшной и бесчеловечной".
Аналогична позиция и Католической Церкви. Так  по заявлению архиепископа Тадеуша Кондрусевича, Католическая Церковь выступает против использования технологий, которые противоречат христианским понятиям.
Представители других религий относятся к ЭКО по-разному. Так в Иудаизме относятся к ЭКО в общем-то благосклонно, но указывается, что при его использовании следует разделять конкретные случаи: ЭКО из материалов супружеской пары и внутри её; ЭКО с применением донорской спермы, в этом случае имеет значение, замужем ли мать; ЭКО с чужой оплодотворённой яйцеклеткой. Хотя и во всех этих случаях по всем вопросам не существует твёрдо установившейся практики. Так некоторые авторитеты Иудаизма всецело запрещают ЭКО, а другие - разрешают для пар, которые обычным способом не могут выполнить заповедь "плодись и размножайся". Среди буддистских школ взгляды на экстракорпоральное оплодотворение тоже расходятся. Так, одни буддисты негативно относятся к данной технологии, поскольку считают, что такой способ забеременеть противоречит естественному процессу рождения человека. В то же время другие буддисты приветствуют достижения медицины, подчёркивая, что они позволяют женщинам стать матерями.
Я, как журналистка, затронувшая эту очень важную тему, хочу высказать и своё личное мнение. Надо быть во всём последовательным христианином и всегда делать лишь то, что угодно Господу нашему.


Интернет-газета Белорусская Криница 
Разное
К
а
т
е
р
и
н
а

В
О
Л
К

Д
е
т
и

и
з

п
р
о
б
и
р
к
и
К
а
т
е
р
и
н
а

В
О
Л
К

Д
е
т
и

и
з

п
р
о
б
и
р
к
и
© 2006, IBK. All Rights Reserved. Design by TRANSiDESIGN. Idea and some photos of ARTUNION.